Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия. Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.
В каких случаях военнослужащему компенсируются затраты на аренду квартиры?
Если военнослужащему не было предоставлено служебное жилье в течение 3 месяцев с момента прибытия на место прохождения службы, он имеет право на компенсацию арендной платы.
Выплата денежной компенсации за аренду жилых помещений военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно через бухгалтерию воинской части, где он проходит службу, на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Порядок предоставления недвижимой собственности
С целью постановки на учет, военнослужащий готовит собственноручное заявление, которое передается руководителю воинской части, где служит военный. Затем обращение с резолюцией руководителя воинской части передается в региональное управление жилищного обеспечения. После этого человек ставится на учет и, можно ожидать распределения жилья.
После того, как появится свободная недвижимость подходящих характеристик, РУЖО (региональное управление жилищного обеспечения), на протяжении трех рабочих дней отправляет военнослужащему официальное уведомление о возможности ознакомления с характеристиками недвижимой собственности. На принятие решения у военного есть только пять дней. На протяжении этого срока человек обязан подготовить официальный ответ – согласие, в котором значится желание получить во временное пользование предлагаемый объект.
В случае, если собственность по каким-либо причинам не соответствует требованиям, военнослужащий готовит официальный отказ. Отказное письмо также должно быть предоставлено на протяжении пяти рабочих дней.
Важно! Если на протяжении десяти дней с момента получения уведомления о возможности занять недвижимость, военный никак не отреагировал на письмо, то жилье передается следующему по списку претенденту. Очередь от этого не теряется, но придется ждать, пока появится подходящая по характеристикам недвижимость.
Составление соглашения найма жилого служебного помещения
Постановлением Правительства от 26.06.2006 года № 42 предусмотрен типовой договор, который заключается с военными с целью найма служебного жилого помещения. Вторая сторона договора – владелец недвижимости. Это может быть муниципалитет города или воинская часть, которой принадлежит собственность, а также региональное отделение РУЖО, распоряжающееся недвижимым имуществом.
Соглашение в обязательном порядке должно содержать следующие блоки информации:
- личные сведения военнослужащего (ФИО, адрес регистрации, данные паспорта, место прохождения службы, специальное звание, дата начала службы, занимаемая должность);
- идентификационные данные распорядителя недвижимой собственностью;
- права сторон;
- обязанности участников;
- ответственность сторон за нарушение условий контракта;
- срок действия соглашения;
- возможность и обстоятельства продления договора;
- права близких родственников военного.
Во-первых, с 1 марта 2023 г. работы, выполненные в рамках капитального ремонта многоквартирного дома, не будут оплачены регоператором до тех пор, пока акт приемки не будет подписан представителем органа местного самоуправления и лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений дома (когда такой ремонт проводился на основании решения общего собрания).
По действующим же правилам достаточно провести согласование акта с указанными лицами (их подписи не требуются). В срок до 1 марта региональные власти должны утвердить порядок и сроки подписания акта приемки работ по капремонту (Закон от 16 апреля 2022 г. № 100-ФЗ).
Во-вторых, также с марта 2023 года перечень работ и услуг, которые относятся к капитальному ремонту и оплачиваются за счет взносов на него, будет определять каждый регион самостоятельно, с учетом общего федерального перечня, предусмотренного ст. 166 ЖК РФ.
А при предоставлении гражданину компенсации его расходов на оплату взносов на капремонт запрещается требовать от него правоподтверждающие документы: решение должно приниматься на основе информации, полученной в рамках межведомственного взаимодействия (Закон от 7 октября 2022 г. № 378-ФЗ).
В-третьих, при том, что рост тарифов на оплату ЖКУ заморожен на весь 2023 год, взносов на капремонт это не коснется: они не входят в перечень коммунальных услуг — а значит, действие предельных индексов на них не распространяется.
Во многих регионах уже объявили о предстоящем повышении взносов на капремонт, и темпы роста весьма впечатляют. Например, в Нижегородской области капремонт подорожает на 17%, в Свердловской области — на 41%.
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Инициативная группа Общественного движения «Жилье военным» от имени военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обращается к Вам, как к гаранту прав и свобод человека и гражданина, по вопросу обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Указанным Федеральным законом установлено право на постоянное жилье, однако из года в год усиливается недовольство военнослужащих крайне длительными сроками ожидания реализации данного права, что вызывает социальную напряженность данной категории граждан. Основными причинами проблемы является чрезвычайно недостаточное финансирование соответствующих статей расходов федерального бюджета, отсутствие законодательно утвержденных сроков обеспечения, вследствие чего формирование федерального бюджета производится в недостаточных объемах.
Согласно официальным ответам, полученным от Минобороны России, численность нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями составляет порядка 42000 семей, в том числе около 35000 семей нуждается в выплате жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Исходя из того, что в 2022 году Минобороны России планируется обеспечить всего 2950 семей, можно предположить, что при сохранении текущих объемов финансирования сроки ожидания в очереди составят более 10 лет. Аналогичная проблема с обеспечением постоянным жильем актуальна и для других силовых ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Начиная с 2016 года только по одной форме обеспечения, жилищной субсидии, ежегодный прирост количества нуждающихся, равно как и размер статьи расходов Минобороны России практически неизменны (в среднем 36 млрд. рублей ежегодно). При этом утвержденная средняя стоимость квадратного метра за указанный период возросла в 2,3 раза с 36008 рублей в I кв. 2016 года до 83420 рублей в III кв. 2022 года. Таким образом в 2016 году можно было приобрести порядка 1 млн. квадратных метров жилья, а в текущем году — всего 453 тыс. квадратных метров.
✨ Мнение эксперта. Важность внесённых изменений
Нововведения в Законе №76 закрепляют уже складывавшуюся практику – хотя суды в случае споров и принимали разные решения. Кроме того, они закрывают имевшиеся ранее «дыры» в правоприменительной практике. Например, ранее военнослужащий не мог считаться нуждающимся в жилье, если имел уже квартиру, но не по месту службы – например, если произошёл перевод в часть, находящуюся в другом регионе, а то и округе России. Сейчас этот момент устранён: человек будет считаться нуждающимся в жилье и получит либо служебную жилплощадь, либо компенсацию за наём жилья там, где он служит.
Особо надо отметить и обратное действие изменений. Ранее статус военных, начавших службу до 1 января 1998 года и после этой даты, серьёзно различался. Сейчас они уравнены в правах.
Наконец, внесение в число тех, кто получает жильё в первую очередь, Героев РФ – просто по-человечески справедливо.
Довольно часто уполномоченные органы власти отказываются регистрировать право собственности на служебную квартиру по надуманным основаниям, в качестве наиболее часто встречающегося можно выделить приостановление Росреестром регистрационных действий по причине неснятия с жилья служебного статуса.
Пример из практики: администрацией муниципального образования издано постановление, согласно которому гражданину К. по договору найма служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда на пять лет предоставлено служебное жилое помещение. Вскоре администрацией муниципального образования издано еще одно постановление, о передаче данного помещения в собственность гражданину К. в порядке приватизации. Росреестр приостановил регистрационные действия, мотивируя решение тем, что для приватизации квартиры необходимо снять с нее статус служебного жилья и заключить в отношении ее договор социального найма.
Не удовлетворившись решениями районного суда и апелляционным определением краевого суда, К. подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, который решения нижестоящих судов отменил, пояснив, что «собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений» (Определение Коллегии Верховного Суда РФ N 18-КГ18-150 от 19 октября 2018 года).
Таким образом, в судебном порядке подтверждено, что законом не предусмотрена обязанность муниципальных органов снимать перед приватизацией с жилых помещений статус служебного жилья, что полностью соответствует ст. 209 ГК РФ, закрепляющей право собственника по своему усмотрению совершать действия в отношении принадлежащего ему имущества.
ПРИЗНАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА СЛУЖЕБНОЕ ЖИЛЬЕ ЗА СПЕЦИАЛЬНЫМИ СУБЪЕКТАМИ
Интерес также вызывают случаи, когда лицо, проживающее в служебном жилье, является специальным субъектом, а у государства есть обязанность передать ему в собственность жилое помещение на основании правовых норм, не относящихся к жилищному законодательству (например, в соответствии с Законом «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1 судьи обеспечиваются отдельными жилищными помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета).
В то же время, несмотря на наличие статуса специальных субъектов, в отношении военнослужащих и сотрудников внутренних дел органами власти периодически принимаются незаконные решения о выселении из служебного жилья. Правоприменительная практика в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, проживающих в служебном жилом помещении и прекративших службу, основывается на применении к правоотношениям не только ст. 103 ЖК РФ, но и таких специализированных актов, как Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 897. Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 11 декабря 2018 г. N 6-КГ18-14, в соответствии с которым такие лица подпадают под действие специальных норм ФЗ «О статусе военнослужащих», а выводы органов исполнительной власти о том, что их можно выселять из служебных квартир без предоставления иного жилого помещения, не основаны на положениях действующего законодательства.
Самое основное нововведение состоит в том, что теперь военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года, так же как и те, кто заключил контракт после указанного срока, будут иметь право получить жилье по избранному месту жительства после увольнения со службы. Сейчас таких прав указанные военнослужащие не имеют.
Также теперь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, будут вправе приватизировать занимаемое ими жилье, которые им предоставлено по договору социального найма. Единственное условие — нельзя приватизировать жилье в закрытых военных городках. По действующему закону военнослужащим для приватизации жилья зачастую приходится обращаться для этого в суд.
Нововведения сохраняют за военнослужащими право пользования жильем, предоставленным им по договору социального найма, если они будут проходить службу за пределами России, в районах Крайнего Севера, приравненным к ним местностям или в районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. Жилье сохранится за военнослужащими на все это время. Раньше служебное жилье за военными в этих случаях не сохранялось.
Расширен перечень лиц, имеющих право на внеочередное жилищное обеспечение. Ранее это распространялось только на тех, кто имеет 3 и более детей, а также уволенным со службы, относящимся «к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди».
Теперь же в закон дополнительно внесены Герои России, а также военнослужащие, подлежащие увольнению (уволенные) по состоянию здоровья, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более.
Также имеется совершенно новое дополнение, которым предписано, что требования о минимальном сроке проживания, установленные властями для признания граждан нуждающимися в жилье, не распространяются на военнослужащих (в том числе уволенных с военной службы) и проживающих совместно с ними членов их семей.
Также это не распространяется на членов семей погибших (умерших) военнослужащих как в период прохождения военной службы, так и после увольнения с военной службы. В том числе это не распространяется на вдов (вдовцов) до их повторного вступления в брак.
Также в федеральный закон вводятся новые статьи 15.2 и 15.3. Нормы данных статей переработаны, дополнены и выделены в отдельные из пока еще действующей статьи 15.
Вновь вводимая статья 15.2 регламентирует предоставление служебного жилья или жилья в общежитиях не позднее трех месяцев после прибытия на новое место военной службы.
При этом не допускается отказ в предоставлении жилья, если у военнослужащего и его семьи уже имеется жилье, однако оно находится не по месту службы. В некоторых случаях предусматривается денежная компенсация за наем жилья, если отсутствуют свободное служебное жилье или общежития.
Вне очереди предоставляется служебное жилье или общежитие командирам воинских частей, Героям России, военнослужащим, имеющим 3 и более детей, проживающих совместно с ними, некоторым другим категориям военнослужащих.
Вновь вводимая статья 15.3 регламентирует предоставление компенсации за наем жилья военнослужащими.
Как правило, в регионах расположения воинских частей и других объектов, где военные проходят службу, существуют постройки жилищного фонда (общежития) для контрактников. Если на момент поступления военнослужащего в помещениях, находящихся в фонде министерства обороны, есть свободные и соответствующие требованиям комнаты или квартиры, то производится заселение. На практике, служебных общежитий хватает далеко не всем военным. Поэтому управляющие органы подыскивают для военнослужащих альтернативные варианты.
Жилое помещение для проживания военнослужащих и их семей должно быть в том же населённом пункте, где находится воинская часть. В случае если это невозможно, то подыскивается жильё, расположенное в близлежащих населенных пунктах.
Процедура приватизации регулируется Законом №1541-1, который был введен в действие 04.07.1991 года. Этот нормативный акт определяет условия участия в программе получения муниципальной собственности в частное владение. Основных критериев три:
- Процедура производится бесплатно.
- Решение о приватизации принимается самостоятельно и добровольно.
- Приватизировать жилплощадь можно единожды.
Получить право на приватизацию ведомственной квартиры через суд — дело весьма проблематичное
Не всегда администрация или ведомство дают согласие на приватизацию такого жилья.
Когда поступает отказ в проведении этой процедуре можно попробовать обратиться в судебную инстанцию.
Для этого нужно подать исковое заявление на одну из организаций:
- Работодателю, если он отказывается передать недвижимость в собственность муниципалитета.
- Муниципальной организации, с требованием провести процесс приватизации и заключить соответствующий договор.
Конечно, попробовать стоит решить вопрос в судебном порядке. Но шансов здесь практически нет. Так как заставить отдать свою собственность суд, вряд ли, посчитает правомерными такие действия.
Для того, чтобы это произошло должны быть достаточно веские основания.
Добиться перевода ведомственной квартиры в личное владение через судебную инстанцию, можно только, если жильё не оформлено надлежащим образом.
Тут важно заранее узнать был ли официальные перевод жилища в служебную категорию и есть ли регистрация этого факта в Рос реестре.
Только в таком случае выйдет в судебном порядке получить недвижимость в личное владение. Кроме того, муниципалитет тоже не всегда торопится принимать положительное решение о возможности приватизации недвижимости.
Когда дело всё-таки доходит до суда, подать исковое заявление требуется в районную инстанцию, именно по месту нахождения жилья. В заявлении важно обозначить, что муниципалитет препятствует проведению процесса перевода в личное владение.
В законодательстве нет положений, обязывающих владельцев служебного жилищного фонда изменять статус своей собственности
Судья, при наличии веских оснований, принимает положительное решение о приватизации занимаемых площадей.
Приватизация как процедура может быть применена далеко не в каждом случае. Для ее проведения необходимо наличие определенных условий. По закону каждый гражданин имеет право приватизировать жилплощадь, но воспользоваться им могут лишь те, что проживают в социальных помещениях на законных основаниях, то есть имеют регистрацию и заключенный с местной администрацией договор соцнайма. Служебные помещения не подходят под эти категории, так как:
- Предоставляются не от государства, а от конкретного нанимателя.
- Между сторонами заключается просто договор найма, а не соцнайма.
Да и сам объект находится на балансе предприятия, а не муниципалитета, что не позволяет причислить его к недвижимости подлежащей приватизации.
Приватизировать желанные квадратные метры все же можно. Вот три варианта.
- Вариант 1: Если служебное жилое помещение строилось или приобреталось коммерческой организацией за собственные средства, а затем было передано жильцам – право пользования квартирой по договору социального найма за ним не признается.
- Вариант 2: Если служебное жилое помещение принадлежало в прошлом государственному предприятию, передавшему добровольно жилой фонд органам местного управления. В такой ситуации за жильцами при их желании может быть признано право использовать жилье на условиях социального найма с возможностью изменения статуса, если государственное предприятие не приватизировалось, не акционировалось, не реорганизовывалось . Время передачи жилого фонда госпредприятием муниципалитету (до или после утверждения Жилищного кодекса РФ) в этом вопросе роли не играет. Если же предприятие продолжает оставаться государственным и жилой фонд в муниципалитет не передает, то служебное жилье сохраняет тот же статус, а его жильцы не могут рассчитывать на приватизацию .
- Вариант 3: по закону о приватизации приватизированное жилье передают государству. Но если служебные жилые объекты зависают на балансе бывших госпредприятий давно реорганизованных в коммерческие и в муниципальную собственность так и не передаются, то в такой ситуации нежелание муниципалитета принять жилой фонд в свою собственность дает возможность жильцам служебных квартир заключать договоры с дальнейшей приватизацией служебного жилья.
Приватизация служебного жилья, кроме четкого запрета, изложенного в Законе №1541-1, никак не регулируется. Но в последние годы участились случаи судебных разбирательств по поводу права приватизировать такие объекты, поэтому к 2021 году сложилась некоторая практика, которая разъясняется Постановлениями Верховного суда и разъяснениями от него. Принимая решение о возможности получения жильцами ведомственных помещений прав собственности, следует руководствоваться статьями Жилищного кодекса РФ и учитывать конституционные права граждан. Эти нормативные документы позволяют координировать спорные отношения и принимать правильные решения в непростых ситуациях.
Приватизировать ведомственную жилплощадь могут те лица, которые проживают там по заключенному с нанимателем договору аренды и не потеряли право на пользование ею. Стать собственником служебного помещения можно в двух случаях:
- Нани��атель, владеющий выделенными квадратными метрами на законных основаниях, дает согласие на проведение процедуры.
- В силу ряда причин жилплощадь утеряла статус служебного.
Вариативность ситуаций в каждом отдельном случае позволяет расширить спектр возможностей для желающих приватизировать ведомственную жилплощадь.
Изменения в Жилищный кодекс РФ
В первую очередь это выделенные для группы лиц жилые объекты, которые используются временно. Квартирантами выступают разные категории граждан. Например, преподаватели, медики, военнослужащие, представители правоохранительных органов.
- Квартира в многоквартирном жилом доме;
- Частный дом для проживания;
- Комната в общежитии.
Для проживания по закону выделяется недвижимость из общегосударственного либо муниципального жилищного фонда.
Первая и основная причина лишения помещения – это увольнение, когда завершается действие трудового контракта. Помещение должны освободить все лица, проживавшие в нем, так как происходит утрата статуса полицейского, военного, государственного работника.
Что касается процедуры сокращения, то военные, полицейские и иные работники силовых структур обладают законодательными гарантиями при сокращении. Таким образом, выселению не подлежат жители служебной квартиры, заселенные в нее до момента вступления в силу обновленных норм кодекса. Также нельзя выгнать людей, проживающих на основании договора социального найма, либо стоящих на таком учете без веских причин. Об этом указано в части второй статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Бывает и так, что граждан могут выселять по другим причинам. В частности, проживающих из служебного жилья могут попросить съехать в том случае, если у них имеется в собственности другой объект недвижимости, а если они не соглашаются, то тогда приходится обращаться в суд и организовывать процесс выселения принудительным образом.
Еще одна причина частых выселений служебных квартир кроется в наличии задолженности по коммунальным платежам. Лишиться жилья можно, если неуплата взносов за услуги ЖКХ составляет больше шести календарных месяцев. Плюс ко всему прочему причиной может послужить и нецелевое использование помещения, когда нарушаются нормы и положения статей 83 и 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сказать надо о тех гражданах, которые не могут быть выселены из служебного помещения. Причем выселение может состояться только в том случае, если им предоставляется альтернативное и соразмерное жилье взамен. Без предоставления альтернативной квартиры даже по окончании трудовых отношений нельзя выселить:
- Граждан, получивших статус инвалидов после того, как они получили травмы в результате военных конфликтов и противостояний либо ставших таковыми по причине контузий и травм, полученных при выполнении своих обязанностей, заданий или наличия профессионального заболевания;
- Членов семьи граждан, проживающих по договору социального найма являющихся участниками ВОВ, семьи военных и партизан, павших либо пропавших без вести при обороне СССР или же при исполнении иных заданий относительно несения службы в армии;
- Граждан с инвалидностью из числа служащих начальствующего и рядового звена Министерства МВД, МЧС, Государственной противопожарной службы, которые получили данный статус из-за ранений, контузий, и иных травм, полученных в ходе несения службы и военной обязанности;
- Граждан, которые трудились в организации, на предприятии или в учреждении, которым на основании трудового договора была выделена служебная квартира. При этом трудовой стаж непрерывного характера должен быть не меньше десяти календарных лет;
- Лиц, которые были освобождены от занимаемой должности и в силу этого им было положено жилое помещение, но они не прекратили сотрудничество со своим работодателем;
- Граждан, которые были уволены по причине прекращения деятельности компании (ликвидации) или прекративших сотрудничество с работодателем по причине сокращения численности штата;
- Членов семьи умершего лица, которым была выделена жилая квартира либо дом для проживания, одиноких граждан с которыми вместе проживают малолетние дети, инвалиды труда первой и второй группы.
Как видно данный список достаточно обширный и в него включены незащищенные категории населения, которые не смогут самостоятельно обеспечить себя жильем после выселения.
Вопрос о выселении граждан решает организация, с которой у проживающих был заключен договор. Решение о выселении не заставляет наймодателя предоставлять альтернативное жилое помещение гражданам для проживания, даже если у арендатора есть иная свободная площадь, особенно когда были прекращены трудовые отношения.
В законодательстве нашей страны был относительно недавно внесены ряд правок, которые касались вступления в силу обновленных положений Жилого кодекса в 2005 году. Если граждане ранее числились на учету по улучшению жилищных условий, то тогда их не могут выгонять из квартиры без предоставления другой площади. Такое положение прописано в статье №13 ФЗ №189 от 29 декабря 2014 года. В остальных случаях лица обязаны покинуть жилое помещение, если не имеются основания, обозначенные выше в статье.
Порядок выселения из служебного помещения не регламентирован, и он устанавливается следующим образом: очередь владелец квартиры или уполномоченная компания должны направить официальную записку арендаторам с требованием освободить объект в установленный период. Затем всё будет завесить от обстоятельств отношений между нанимателей и наймодателем.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает такое понятие, как расторжение договора найма. Поводом может служить соглашение сторон, воля собственника, желание самого нанимателя. Это может быть осуществлено при нарушении определенных правовых норм. В частности, при нарушении покоя соседей, при приведении помещения в негодность, пользовании жилым объектов в иных целях, нежели те, которые были определены ранее. Прекращается наем квартиры при физической утрате самого помещения или же при переходе ее к другому собственнику, с которым работник-наниматель в трудовых или служебных отношениях не состоит. Право на служебную квартиру сохраняется за работником или служащим только на время исполнения им своих обязанностей. Окончание срока службы или разрыв договора, контракта прекращают права пользования жильем и ведут к расторжению договора найма.
При отказе выселиться добровольно из помещения нанимателю высылается специальное уведомление. В нем сообщается о необходимости самому в указанный срок освободить занимаемую жилплощадь и вывезти из нее все ценные и личные вещи. Если в ходе заседания не было выявлено причин отказать в выселении, то решение суда, вступившее в силу, передается судебным приставам. Представители Федеральной службы судебных приставов будут производить принудительное выселение при отказе жильцов покинуть квартиру в добровольном и установленным нормами федерального и местного законодательства порядке.
Служебное жилье — это дома или общежития, которые используются гражданами для временного проживания на период осуществления трудовой деятельности.
Его нельзя приватизировать, так как это — не муниципальная и не государственная собственность.
Жилье, имеющее статус служебного принадлежит организациям.
Служебное жилье гражданину предоставляется организацией в соответствии с договором.
Статья 104 ЖК РФ (пункт 3) закрепляет, что жилплощадь передается гражданину на время исполнения им трудовых обязанностей.
На обеспечение служебным жильем могут претендовать следующие категории работников:
- военнослужащие, заключившие контракт;
- сотрудники правоохранительных структур;
- научные работники;
- бюджетники (учителя, работники сферы здравоохранения);
- представители МЧС;
- государственные служащие (судьи, сотрудники различных министерств);
- работники сферы ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).
Крупные коммерческие компании предоставляют помещения для проживания квалифицированным сотрудникам.
Депутаты любого уровня также имеют право на предоставление служебной квартиры во время нахождения на выборной должности. Соглашение о найме прекращает действовать при увольнении (или по окончании срока исполнения депутатских обязанностей).
Одним из условий предоставления ведомственной жилплощади выступает освобождение работником помещения после увольнения. Жильцы обязаны добровольно покинуть служебную квартиру при расторжении трудового договора.
Однако законодательство определило категории лиц, которых нельзя выселить из специализированного фонда без выделения иной жилплощади (статья 103 ЖК РФ).
На выделение альтернативного помещения могут рассчитывать:
- Члены семьи умершего нанимателя.
- Инвалиды I и II групп, получившие увечье по вине работодателя.
- Семьи военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) погибших при исполнении обязанностей.
- Пенсионеры, получающие пособие по старости.
- Дети, оставшиеся без родительского попечения (до достижения совершеннолетнего возраста).
Предоставляемое помещение должно располагаться в границах населенного пункта.
Приватизация служебной квартиры может быть проведена при соблюдении определенных условий. Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предоставляет всем российским гражданам возможность стать владельцами помещений, используемых по договору социального найма.
Не передаются в частную собственность квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.
Также нельзя стать владельцем жилплощади, которая не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям или находится в аварийном состоянии.
Подробнее о том, какие дома признаются аварийными.
Ведомственные помещения не соответствуют следующим требованиям законодательства:
- квартира выделяется работодателем, а не государством;
- основанием вселения служит соглашение обычного найма.
Служебное помещение, входящее в специализированный фонд предприятия, может быть передано нанимателю только по разрешению собственника. Исключение составляет жилье, находящееся на территории сельских поселений.
В ст. 4 Закона № 1541—1 говорится, что напрямую переход права собственности на служебные квартиры запрещен, так как они не являются государственным имуществом.
Приватизация может быть проведена, если работодатель даст согласие на это в письменном виде.
В 2006 году начало действовать решение, в соответствии с которым служебное жилье подлежит регистрации в специальном Реестре.
Если конкретная квартира туда не внесена, то она может быть приватизирована, так как на нее не распространяются положения ст. 4 Закона № 1541—1.
Приватизировать жилье, имеющее статус служебного, имеют право граждане, которые выполняют государственные обязательства в силу своей трудовой деятельности:
- военные;
- чиновники;
- депутаты;
- сотрудники МЧС и силовых структур (то есть жилье может быть приватизировано сотрудниками МВД РФ);
- работники ФНС;
- судьи;
- учителя, врачи;
- сотрудники коммунальных служб;
- работники рыболовных и лесных хозяйств;
- сотрудники таможенных органов.
Право приватизировать служебную жилплощадь дается также прокурорским работникам.
С 1 января 2021 года будет скорректирован порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и КУ. Субсидии будут предоставляться гражданам, расходы на оплату ЖКХ которых превышают величину, устанавливаемую субъектом РФ. Право на субсидии имеют как собственники жилых помещений и члены жилищных кооперативов, так и наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, а также пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 1-2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).
Как и прежде, субсидии не смогут получить граждане, имеющие задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, однако в кодексе появятся уточнения относительно:
- необходимости подтверждения непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг вступившим в законную силу судебным актом;
- периода задолженности, учитываемого в целях предоставления субсидий, – не более чем три последних года;
- порядка получения органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением информации о наличии у граждан такой задолженности – ее будут получать из ГИС ЖКХ;
- запрета требовать от граждан необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии документы, содержащие сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия, – такие сведения региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение должны запросить самостоятельно (ч. 5, ч. 7.1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ).
Сопутствующие изменения, вступающие в силу с 1 января 2021, внесены и в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. ПП РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.
Аналогичные корректировки получит и порядок предоставления компенсации расходов на оплату услуг ЖКХ. Компенсацию нельзя будет получить при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате ЖКХ, которая образовалась за период не более чем 3-х последних года. А информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение будут получать из ГИС ЖКХ (ч. 3 ст. 160 ЖК РФ).
Указанные поправки призваны предотвратить случаи, когда граждане фактически лишаются права на получение субсидии из-за предоставления УО недостоверных или неточных сведений, или из-за некорректного расчета размера платы и выставления задолженности с истекшим сроком давности.
Таким образом, подтверждение факта отсутствия задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги на основании вступившего в законную силу судебного решения позволит снять с граждан бремя доказывания отсутствия у них задолженности. А запрет требования подтверждающих наличие или отсутствие задолженности документов и введение обязанности органов власти получать необходимые сведения из государственной информационной системы существенно упростит процесс получения субсидии и компенсации.
С начала следующего года вступят в силу новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Противопожарные правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479. Часть положений документа носят общий характер и касаются в том числе жителей МКД. Например, установлены запреты на:
- хранение и применение на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пороха, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, баллонов с горючими газами, товаров в аэрозольной упаковке, отходов любых классов опасности и других пожаровзрывоопасных веществ и материалов;
- использование чердаков, технических, подвальных и цокольных этажей, подполья, вентиляционных камер и других технических помещений для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (как разъяснило ГУ МЧС по г. Москве в своем Письме от 22 октября 2020 г. № ИГ-108-465, такое требование не распространяется на помещения индивидуальных кладовых, расположенных в цокольных этажах и подвалах МКД, в соответствии с проектной документацией, а касается помещений, имеющих иное функциональное назначение);
- установление глухих решеток на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением специально предусмотренных случаев;
- снятие предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также других дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
- использование неисправных газовых приборов и оборудования, не прошедшего техническое обслуживание;
- оставление газовых приборов включенными без присмотра, за исключением газовых приборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с технической документацией изготовителя;
- установление мебели и других горючих предметов и материалов на расстоянии менее 0,2 м от бытовых газовых приборов по горизонтали (за исключением бытовых газовых плит, включая встраиваемые, устанавливаемых в соответствии с технической док��ментацией изготовителя) и менее 0,7 м по вертикали (при нависании указанных предметов и материалов над бытовыми газовыми приборами);
- эксплуатацию электропроводов и кабеля с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия, а также пользование розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
- пользование электрическими утюгами, плитками, чайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты;
- использование нестандартных (самодельных) электрических электронагревательных приборов и удлинителей для питания электроприборов и т. д (раздел I «Общие положения» Противопожарных правил).
Что касается иных норм, которые начнут действовать или возобновят свое применение с 1 января 2021 года, то к их числу можно отнести следующие:
- возобновится возможность начисления повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг в случаях, когда поводом для применения при расчете платы за ЖКУ норматива потребления коммунальных услуг является истечение срока поверки прибора учета в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года (Письмо Минстроя России от 19 мая 2020 г. № 18848-ОЛ/04). Снова будет применяться подп. «д» п. 81.12 Правил ЖКУ, действие которого было приостановлено из-за пандемии (п. 1 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424);
- УК, РСО, региональный оператор капремонта утратят возможность подать в суд на должников по коммунальным услугам, поскольку с 1 января 2021 года для подачи соответствующего иска потребуется указание в нем одного из идентификаторов должника (паспортных данных, ИНН, СНИЛС, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации ТС и т. п.), а механизм получения организациями ЖКХ персональных данных граждан еще не создан (п. 3 ч. 2 ст. 131 Гражданский процессуальный кодекс, ст. 20.2 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ). Правда, Комиссия по ЖКХ уже разработала предложение по решению данной проблемы, инициировав внесение в ГПК РФ изменений о праве организаций ЖКХ заявить суду ходатайство об истребовании данных должников непосредственно судом от органов власти в рамках межведомственного взаимодействия;
- станет возможным проведение общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием региональной информационной системы при условии обеспечения размещения в ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме сообщений о проведении такого собрания, решений, принятых общим собранием, итогов голосования, протоколов по вопросам повестки дня общего собрания, решений собственников помещений в МКД по поставленным на голосование вопросам – регионы должны обеспечить техническую возможность размещения в ГИС ЖКХ необходимой информации не позднее 1 июля 2021 года (ч. 14 ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 25 мая 2020 г. № 156-ФЗ);
- у граждан появится возможность голосовать за планы по благоустройству территорий, информацию о которых власти городов и районов должны будут размещать в Интернете, а также направлять свои предложения в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 г. № 1630).
Cлyжeбнoe жильe — этo чacтный дoм, квapтиpa, кoмнaтa в oбщeжитии или дpyгoe жилoe пoмeщeниe, кoтopoe пpeдocтaвляют paбoтникy для пpoживaния вce вpeмя eгo тpyдoycтpoйcтвa. Нaпpимep, чeлoвeк ycтpaивaeтcя нa гocyдapcтвeннyю cлyжбy и cpaзy пoлyчaeт квapтиpy, paбoтaeт 15 лeт и вce вpeмя пpoживaeт в нeй.
Cлyжeбнoe жильe пpeдocтaвляeтcя тoлькo тeм, ктo в нeм нyждaeтcя: нaпpимep, тeм, ктo вooбщe нe имeeт жилoй нeдвижимocти или paбoтaeт дaлeкo oт дoмa. Ecли в гopoдe, в кoтopoм вы paбoтaeтe, y вac yжe ecть квapтиpa, дoм или дpyгoe жильe, внe зaвиcимocти oт eгo cocтoяния cлyжeбнoe жильe вы нe пoлyчитe.
B cлyжeбнoй нeдвижимocти вмecтe c paбoтникoм — тeм, ктo зaключил тpyдoвoй дoгoвop c пpeдпpиятиeм или гocyдapcтвeннoй cтpyктypoй — мoгyт пpoживaть члeны eгo ceмьи: poдитeли, cyпpyги, дeти и дpyгиe. Bce oни дoлжны быть yкaзaны в дoгoвope нaймa.
Служебная квартира как жилое помещение специализированного жилищного фонда
Граждан, нуждающихся в жилье, государство или муниципалитет наделяют жилыми помещениями, из предусмотренного для таких целей специализированного жилищного фонда. К такому жилью Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) относит (ст. 92):
- общежития;
- жилье маневренного фонда;
- жилые помещения, предназначенные для временного расселения граждан;
- для социальной защиты населения;
- служебное жилье;
- жилые помещения, предназначенных для социального обслуживания граждан;
- помещения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Служебная квартира представляет из себя жилое помещение, которое предоставляется гражданину в связи с исполнением им определенных трудовых отношений.
Перечень лиц, имеющих право на служебную жилплощадь, определяется отдельным законодательством (в зависимости от сферы деятельности лица).
Как правило, такое жилье предоставляется тем, кто должен неотрывно присутствовать в непосредственной близости от рабочего места. Еще одним условием является отсутствие своей квартиры в собственности в данном населенном пункте.
Служебным жильем могут быть:
- квартиры;
- общежития;
- частные дома.
Однако, чтобы квартира могла предоставляться гражданину и его семье как служебная, она должна быть включена в специализированный жилой фонд в качестве служебного жилья. Данное положение принимается решением органов государственной власти или местного самоуправления — в зависимости от того, в чьей собственности находится жилплощадь.
Можно ли служебное жилье перевести в собственность
Необходимо указать на то, что нормы ЖК РФ не предусматривают такой процедуры, как приватизация служебной квартиры. И ст. 4 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает запрет на перевод служебного помещения в собственность граждан.
Такие помещения возможно приватизировать только после того, как они перейдут в муниципальную собственность (если собственник иной). После этого должно быть согласие собственника жилья на осуществление приватизации другим лицом.
Далее служебное жилье считается уже не служебным. Следовательно, может быть передано в пользование граждан по договору социального найма. Когда эти мероприятия проведены, то возможна приватизация в соответствии с жилищным законодательством.
Итак, нанимателю служебного жилья необходимо обратиться к руководству того предприятия, в собственности которого находится помещение, с прошением передать его в собственность. Заявление рассматривается в течение месяца. Далее выносится положительное или отрицательное решение по этому вопросу.
Если принято положительное решение, то предстоит согласовать переход квартиры в муниципальную собственность и снятия с нее статуса служебной. Только после решения этих нюансов можно перейти к стандартной процедуре приватизации.
Существует вариант, когда можно выкупить служебное жилье. Нужно отработать в организации и прожить в этой квартире не мене 10 лет. Кроме этого должно быть официальное признание нуждающимся в жилье.